«Сретение». Персональная выставка произведений Вадима Кучера-Куцана
Место проведения:  Выставочные залы Одесского художественного музея
В феврале 2012 года в Одесском художественном музее открылась масштабная рестроспективная выставка произведений Вадима Кучера-Куцана Экспозиция выставки состояла из 164 работ живописи и графики, включая эскизы. Организатор выставки - коллекционер Александр Дмитренко.
Художник Вадим Кучер-Куцан – представитель деятелей искусства, творцов, сознательно ориентированных на создание подлинных произведений. Этот путь трудный, требующий огромной самоотдачи и способный поглотить любое количество человеческой энергии. Нередко такие люди "сжигали" себя. И помимо прочего, этот путь рискованный – тут нет гарантий на успех. Но у Кучера-Куцана уже есть бесспорные достижения на этом пути, и очень похоже, что он на этом не остановится.
В художественном стиле Кучера-Куцана сочетаются три вектора, или три направления видения, накладывающиеся один на другой, но так, чтобы небыло заметно "швов". Первое из них, это реалистическое (отмеченное уже многими комментаторами) видение предмета изображения. Второе – впечатление, с ним связанное, характерное для импрессионизма. Здесь предмет изображения предстает уже не таким, каков он "есть на самом деле", не в свете идеала объективности, а таким, каким он видится, чудится, вспоминается, предстает в сознании художника. И третье – это особое отношение художника к изображаемому предмету, свойственное экспрессионизму. Художник осуществил прорыв в классике, вышел на новые рубежи. Повсюду все закрыто, занято, освоено можно только повторяться, идти вдоль – а тут вдруг просвет, действие, продвижение вперед.
Присутствующее во многих работах Кучера-Куцана сочетание впечатления и отношения, передаваемых вполне уверенно и определенно, позволяет, по моему мнению, обозначить разрабатываемый им живописный стиль как импрессиоэкспрессионизм.
Реалистичность в живописных работах Кучера-Куцана достигается прежде всего с помощью рисунка. Рисунок здесь играет особую, можно сказать, ведущую роль. Он у него точен и строг, иногда к этому добавляют еще академичен. Рисунок дает формы, создающие ощущение очень близкого соответствия изображаемой натуре. В большинстве работ Кучера-Куцана формы неподвижны, строги и надежны. Это строительные леса, на которых держится вся конструкция. А вот краски – им дозволено многое. Здесь жизнь! Здесь – царство фантазии. За счет такого разделения ролей создается особый драматический эффект, скрытое напряжение, которое ощущается в его работах, хотя, возможно, и не до конца осознается зрителем.
Нельзя не отметить особую, какую-то доверительную расположенность художника к миру растений, прежде всего это касается цветов. Цветов распустившихся, находящихся в самом пике цветения. Сами же цветы – это символ агрессивного очарования, воплощение красочности мира. Они наивны и ни от кого ничего вроде бы не требуют, но попробуйте пройти мимо и не взглянуть на них. В этой своей наивности они похожи на женский организм (или наоборот), который ведь тоже приходит в мир с этими же намерениями – полонить. И надо сказать, что художник эту близость, сходство между цветами и женщинами прекрасно чувствует.
Когда всматриваешься в некоторые живописные работы Кучера-Куцана, то кажется, что очутись ты на этой, скажем, улице или уголке природы и в той же точке пространства, в которой находился художник во время работы над этим полотном, ты ее или его без особого труда узнаешь и увидишь тоже самое. И более того, испытаешь те же чувства. Эта узнаваемость имеет место тогда, когда само собой, без усилий, спонтанно у зрителя возникает уверенность в том, что изображенное верно. И при этом абсолютно не важно, был ли у этого образа прототип и в какой мере этот образ ему соответствует. У художника свой Париж, Одесса, своя Сергеевка, точно также как у Алисы – Зазеркалье. А осознание сходства между реальным предметом и образом может даже мешать художественному восприятию картины.
В работах Кучера-Куцана люди, их лица присутствуют по-разному. Они достаточно часто встречаются на его живописных полотнах как часть общей композиции, в жанровых рисунках, на тему событий прошлого, и само собой разумеется – на портретах. В этих работах, как правило, есть поиск оригинального, неожиданного ракурса, стилизация, видоизменение какого-то образца и другое. В общем, можно сказать, импрессоэкспрессионизм Кучера-Куцана и здесь в действии, но на другом поприще. Тут проявляются его новые и интересные грани. В особенности это заметно в изображении людей театра.
Сейчас Вадим Кучер-Куцан в том возрасте, который в Древней Греции называли "акме" – 40-50 лет. Это возраст расцвета творческих способностей человека. У него уже имеются бесспорные достижения в изобразительном искусстве, есть опыт, уверенность в себе, желания, интересные замыслы и, что немаловажно, силы и привычка к систематическому труду. Поэтому с ним не просто интересно идти рядом, пусть и отставая по ходу на полшага, но и полезно. Его творчество на подъеме, хотя этот подъем и не всегда дается легко. И это ощущение реального продвижения – продвижения вперед, так или иначе присутствует в его произведениях, и оно передается зрителю. А это дорогого стоит. В этом случае картина или ряд картин и даже эскизы к ним не только дарят зрителю красоту и понимание, но и заряжают творческой энергией – желанием жить, работать и добиваться результатов. И здесь уже не столь важно – художник вы или, скажем, бизнесмен или простой служащий.
Картины Кучера-Куцана запоминаются. При этом без каких-либо особых усилий со стороны зрителя – как бы сами собой. А это важный признак подлинности произведения и свидетельство таланта его автора. Разработанная художником живописная манера, его стиль или художественное направление, может также при известных условиях развивать нашу способность видения окружающего мира. А это значит, меняться, естественно, в направлении к лучшему.
Ополев Виктор Тимофеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки ОНПУ.
В рамках выставки так же состоялась творческая встреча с автором, на которой музею была подарена работа "Дерибасовская. Зима".
Смотрите также:
Выставка детских рисунков «Портрет»
Ирина Озаринская, ARTIST book
«Обыкновенное чудо», Одесские художники-евреи ХIХ-ХХI веков