Одеський художній музей: історія


Иконопись

Одним из самых ценных в экспозиции Одесского художественного музея является собрание православных икон, выставленных в иконном зале (русская и украинская икона, XVI-XIX век). Коллекция даёт полное представление об особенностях иконного письма и содержит произведения высокого художественного уровня, в том числе и старообрядческие («Вход Господень в Иерусалим», XIX век).

Образ Христа, именуемый «Спас в силах» (XVI век) является замковым камнем сложнейшей конструкции иконостаса (Деисусный чин).

Традиция выработала ряд изображений Девы Марии. Считается, что в образе «Одигитрии» (XIX век), переданы «исторические» черты Богоматери. Одни иконы Матери Божьей названы по изображаемому событию («Не рыдай Мене Мати»), другие по месту явления («Тихвинская», «Казанская», XIX век), третьи — по её свойствам и силам («Всех скорбящих радосте», XIX век).

Иконографический тип «Знамение» (украинская икона конец XVIII — начало XIX века) связан с темой Воплощения.

Редчайшим вариантом иконы святого Николая, епископа Мирликийского является «Никола Зарайский» (XVI век).

Житийные иконы — излюбленный жанр. В среднике — изображение святого, в клеймах — сцены из его жития («Святая Варвара с житием», XIX век).

Вдохновителем украинских иконописцев на протяжении веков была Киево-Печерская Лавра. Границы Украины в давние времена были открыты и на Восток и на Запад,-поэтому в украинской иконе объединились православные и католические, ренессансные и барочные тенденции. Главная особенность украинской иконы — связь с народной культурой. Это мажорное многоцветие («Св. Юрий Змееборец», XIX век), рушниковая и килимовая орнаментика, приближение иконографических типов к национальным, народным.

Икона — произведение анонимное. Исполненная талантливым мастером, она отличается изысканным колоритом, гармонией, полна выразительности и очарования. И даже при одном и том же чётко определённом сюжете, нет двух одинаковых, и в этом их главная ценность, значимость и обаяние.