Одеський художній музей: історія


Товарищество передвижных художественных выставок

А.И. Куинджи. Тучка А.И. Куинджи. Тучка И.И. Левитан. Поезд в пути А.М. Васнецов. Ветка яблони

Острая социальная направленность ярко выражает основные черты развития реализма 1840-1880-х гг. Так, «Судна рада» – один из пяти представленных в экспозиции офортов Тараса Григорьевича Шевченко, изображает старинный обычай украинского народа самостоятельно решать спорные вопросы. С большой теплотой, тонкостью и знанием реалий Константин Александрович Трутовский в своей жанровой картине «Слепой бандурист» создает образ бродячего музыканта, сопровождаемого мальчиком-повадырем. Мастер акварельной живописи Петр Петрович Соколов в «Охоте на лисицу» демонстрирует хорошие знания повадок животных, а настоящее мастерство художника-анималиста подтверждает своими работами Николай Егорович Сверчков.

Важные черты критического реализма нашли свое наиболее яркое выражение в творчестве Товарищества передвижных художественных выставок. Идеолог и основатель объединения, мастер психологического портрета Иван Николаевич Крамской в «Сельской кузнице», одной из лучших своих жанровых картин, сосредоточил внимание зрителя на сильной фигуре кузнеца, а Григорий Григорьевич Мясоедов в этюдной форме создал монументальный образ крестьянина-сеятеля. Острая злободневность реалий крестьянской жизни отражена в «Лесном стороже» Василия Максимовича Максимова. Жизнь простого городского люда красноречиво отражается в творческом наследии известного жанриста Владимира Егоровича Маковского. Разнообразие, правдивость, острота характеристик показана в «Наеме прислуге», «Укоре», «Не узнаю». «Эпизод с войны 1812 года» подан Илларионом Михайловичем Прянишниковым как действие простых крестьян-партизан, ведущих пленных французских солдат по заснеженным полям.

Среди наиболее значительных произведений второй половины XIX века, выполненных в жанре портрета, являются мастерски исполненные «Портрет М.П.Шевцовой» Ильи Ефимовича Репина и «Портрет М.И.Габаевой» Николая Николаевича Ге.

Разносторонне показаны обновления, открытия и достижения пейзажной живописи эпохи последней трети XIX – нач. ХХ вв. Выдающийся пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов представлен характерной работой «Вечер. Перелет птиц», написанной в пору расцвета творчества художника. Поэтичность и трепетная любовь к природе дополнена психологической насыщенностью пейзажей «Сараи» и «Группа деревьев» необычайно одаренного художника Федора Александровича Васильева. Мощь, красоту, величие и богатство русской природы прославлял Иван Иванович Шишкин, умело сочетая тщательную проработку деталей и целостность общего впечатления. Архип Иванович Куинджи обогатил пейзаж новым пониманием и решением эффектов освещения. Интимно-лирическим отношением к природе проникнуты пленэрные картины и этюды Василия Дмитриевича Поленова, Исаака Ильича Левитана и Сергея Ивановича Светославского.