Виктор Грицай «Другая жизнь»
Место проведения:  Выставочные залы Одесского художественного музея
Открытие в 15:00
Виктор Грицай – это художник, имя которого не известно широкому кругу зрителей. Живописец прожил относительно короткую жизнь, которую посвятил совершенствованию в искусстве. Талант и амбиции толкали провинциального юношу на покорение художественных высот. Жажда знаний и стремление учиться живописи привели В. Грицая сначала в Одесское художественное училище в класс Тамары Ивановны Егоровой, а позднее в Киевской художественный институт в мастерскую Татьяны Ниловны Яблонской. Художница преподавала в КГХИ (теперь НАОМА) по нескольку лет дважды. Первый раз с 1944-го по 1953-годы. Т. Яблонская сама училась в академии в конце 30-х годов и в своих воспоминаниях рассказывает об атмосфере, которая царила в те годы и о событиях, связанных с Михаилом Бойчуком. Художник – новатор, развивая монументальное искусство, создал круг художников-монументалистов, мировосприятие которых строилось на симбиозе идей проторенессанса и национального примитивного искусства. Жестокая машина террора 30-х годов, которая сметала инакомыслящих, - уничтожила Михаила Бойчука и его сподвижников в страшном 1937 году.
Монументальная мастерская возобновила работу в академии только в 1966 году под руководством Татьяны Яблонской, которая вернулась к преподаванию и проработала в академии до 1973 года. Татьяна Ниловна была очень увлечена преподаванием. В ее мастерской царил дух экспериментирования, многие хотели у нее учиться. Старостой курса был Виктор Грицай. Ему одному из всего этого талантливого набора удалось закончить учебу с отличием у требовательной Яблонской. Татьяна Ниловна во время учебы выделяла спокойного, сдержанного и очень целеустремленного ученика, доверяла ему работу над сложнейшими заказами. Под ее началом он разработал эскизы для киевского планетария (роспись длиной 98 метров и 4 метра высотой). И в дальнейшем, Т. Яблонская поддерживала дружественную связь с Виктором Грицаем.
Художественные идеи и замыслы Виктора Алексеевича Грицая воплотились в ряде монументальных объектов в Киеве, Сумах, в Сумской области. После окончания художественного института В. Грицай возвращается в родные Сумы, где ему предложено возглавить работу художественных фондов. Художник активно выполнял разнообразные монументальные заказы, разрабатывал эскизы, осваивал новые сложные техники – от обжига до гобелена. В то же время не оставляет и занятий живописью. Помимо портретов, плодотворно работает в жанре пейзажа. Их сюжеты просты и лаконичны, но наполнены экспрессивным началом. Широкие мазки и смелый колорит характерны для пейзажей В. Грицая.
Желание раскрываться творчески и профессионально реализовываться в искусстве привело Виктора Алексеевича в город юности – Одессу, куда они переезжают с семьей в 1979 году. Но замыслам не удается исполниться, художник тяжело заболевает и буквально через три месяца после переезда покидает этот мир.
На выставке представлено 49 работ, в основном пейзажи и немногочисленные портреты.
Смотрите также:
Оксана Стратийчук «Мокулито»
Григорий Крижевский «Влюбленный в жизнь»
Александр Синельников «Окружающая реальность»