Татьяна Гончаренко и Вера Кулигина «Семейный портрет»
Место проведения:  Выставочные залы Одесского художественного музея
Открытие в 15:00
20 января в выставочных залах Одесского художественного музея состоится открытие выставки живописных работ Татьяны Гончаренко и Веры Кулигиной «Семейный портрет».
Кулигина Вера Павловна (1936-2014 г.) и Гончаренко Татьяна Владимировна (1957-2014 г.) – мать и дочь, одесские живописцы. Их объединяет не только родственная связь, но и стилистическая близость их живописи, камерность и поэтическое мироощущение. Показательно, что обе они стали членами Одесского союза художников почти одновременно, в восьмидесятых годах.
Кулигина В.П. родилась в Одессе в семье известного педагога, автора ряда учебников по термодинамике судовых механизмов. Окончила Одесское художественное училище в 1960 г. по классу А. Ацманчука и М. Муцельмахера, которых боготворила всю свою жизнь. В начале творческого пути увлекалась импрессионизмом (на выставке представлены некоторые работы того периода), но в семидесятых годах прошлого столетия открыла для себя новую стилистику, отличающуюся подробной детализацией и увлечением техникой старых мастеров. В этой технике ею исполнены многочисленные портреты членов семьи, друзей и частных заказчиков. Её оригинальное искусство едва ли вписывалось в общестилистические тенденции изобразительной практики Одессы тех лет. Развиваясь как бы в стороне от глобальных проблем современной живописи, она совершенствовала своё творчество в жанре камерной живописи, которую нередко называют салонной.
В ту эпоху стиль "салон" был отнесён к разряду нежелательных и даже вредных, так как отражал личностно-субъективные категории бытия. Частная жизнь, скрытые внешним спокойствием эмоции, традиционализм вкусов и культурологических привязанностей - всё это рассматривалось обществом как глубокий пережиток, чуждый социалистической действительности. Камерное искусство, провозглашающее материальную красоту вещи, интимно-поэтическое восприятие природы, необщественный взгляд на человека, отодвигалось за горизонты "большого стиля" и там находило свое крохотное пространство. Часть этого пространства в одесском искусстве заняли В.П. Кулигина и Т.В. Гончаренко, которые мужественно совершенствовались вдали от критики и официальных ценителей.
В одном из своих интервью В.П. Кулигина так высказалась о своих эстетических пристрастиях: "Я неравнодушна к мирискусникам, к русскому декадансу, а также к восемнадцатому веку, к Франции, к барбизонцам". Цитаты из Бенуа в живописи Кулигиной налицо, как и розы в её "версальских" пейзажах - прямиком из "гобеленных" по стилю натюрмортах того галантного века. "Обретя творческую свободу, набросилась на цветы и старину!" - говорила художница. Белые статуи в зелени "регулярных" парков, вороха скрупулёзно выписанных чайных роз, гроздья винограда на белых парапетах - "театр Веры Кулигиной". Если для неё образцом и отправной точкой был Бенуа, то для Татьяны Гончаренко это, несомненно - Добужинский. Конечно, бесплодно искать здесь прямые аналогии, речь, конечно же, о внутренних склонностях и совпадениях. Гончаренко по сути – художник театра, подвизающийся в станковой живописи, точнее даже кино. Её картины - словно подробные эскизы крупных планов, когда "играет" вещь, её живопись повествует о душе вещи. Это мир потаённого закулисья жизни, это предметы, которые хранят нечто из биографий их владельцев, точнее - владелиц. "Одушевлённые" кресла, веера, перчатки, пудреницы, шляпки, шкатулки. Драматургия сугубо женской вещности - спутницы любовных драм. Эти незримые драмы, конечно же, красивы и благородны в своей печали, как те пленительные призраки в кринолинах, которых Татьяна выводила на своих холстах.
Александр Лисовский
Смотрите также:
«Чотиригляд»
Олексій Кириленко «Зворотній рух. Повернення до себе»
Василий Химочка «Новая реальность»