«Эффект преломления»
Место проведения:  Выставочные залы Одесского художественного музея
Начало в 15:00
Под таким названием – «Эффект преломления» – с 14 января по 3 февраля 2016 года Одесский художественный музей представляет экспозицию из блоков авторских фотографий десяти известных одесских фотохудожников, которые продолжительное время работают в области актуального искусства и чьи работы известны не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Это Юрий Бойко, Борис Бухман, Сергей Гуменюк, Георгий Исаев, Олег Куцкий, Василий Рябченко, Александр Синельников, Валентин Хрущ, Александр Шевчук, Андрей Ясносекирский.
Фотографии каждого из авторов разнятся сюжетом, техникой исполнения, жанром, но их объединяет главное качество: все они могут быть названы произведениями искусства.
Собственно, сама идея выставки состоит в том, чтобы, показав в одном выставочном пространстве работы ярких представителей современного фотоискусства Одессы, обратить внимание общественности и официальных органов в области культуры на тот факт, что при отсутствии методики хранения и экспонирования фотографии государственными музеями наше общество может безвозвратно потерять целый культурный пласт. Эту проблему давно решили в большинстве развитых стран, где фотография заняла достойное место в коллекциях известнейших музеев.
Специально для данного проекта авторы подготовили и оформили фотографии за свой счет и готовы передать всю коллекцию в дар Одесскому художественному музею. Тем самым будет положено начало новой музейной коллекции.
Мы благодарны руководству музея и управлению культуры и туризма, национальностей и религий Одесской облгосадминистрации за предоставленную возможность реализации идеи, а также всем, кто оказал поддержку данному проекту.
Надеемся, что поставленная нами цель будет достигнута. 2016 год будет годом реформ и юбилейным годом для Украины. Все новое должно изначально исходить от нас – граждан этой страны, а власть, избранная народом, должна нам помогать в реализации добрых и полезных начинаний.
Из истории вопроса
В 1902 году фотограф, куратор, страстный популяризатор фотографии Альфред Штиглиц предложил директору музея «Метрополитен» (Нью-Йорк) принять в музейную коллекцию несколько фотоотпечатков. Диалог, восстановленный в конце ХХ века по документам из музейного архива куратором отдела фотографии Дэниэлом Малкольмом, достоин исторического анекдота. Директор ответил на предложение Штиглица: «Не хотите ли Вы этим сказать, что фотография может считаться произведением искусства?». Тем не менее, в 1928 году, после долгих переговоров, музей согласился принять в коллекцию собрание фотографий, переданных в дар Альфредом Штиглицем. А Бостонский художественный музей принял несколько фотографий в дар от Штиглица еще раньше – в 1924 году.
Экспонировать фотографию начали одними из первых тоже американские музеи. В 1937-м Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА) организовал выставку «Фотография. 1839-1937», где было представлено 800 экспонатов; к выставке был выпущен каталог под титулом «История фотографии». Первая выставка фотографии в «Метрополитен» состоялась в 1939 году («Дагерротипы и фотографии»). А первый в истории музей фотографии открылся для публики в 1949 году – это дом Джорджа Истмана, создателя камеры «Кодак». В настоящее время музеи фотографии есть во многих странах мира: Финский музей фотографии в Хельсинки, Музей фотографии в Берлине, швейцарский Musee de l'Elysee в Лозанне, Европейский дом фотографии в Париже, стамбульский Fotografevi, Международный центр фотографии в Нью-Йорке, Музей истории фотографии братьев Алинари во Флоренции, МАММ-МДФ в Москве, петербургский Музейно-выставочный центр РОСФОТО, Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге, екатеринбургский Дом Метенкова, Музей фотографии в Нижнем Новгороде. Роль музеев, очевидно, в том, чтобы сохранять и изучать, задавать уровень и держать планку качества выставочных проектов.
С уважением, координатор проекта Сергей Гуменюк. Тел. (048) 771 53 14.
Смотрите также:
«Образы и впечатления»
«Эффект преломления» в АИХМ