Юрий Закордонец, «Untitled»
Место проведения:  галерея «Желтые великаны»
Открытие в 15:00
27 марта в 15:00 в арт-галерее «Желтые великаны» Одесского художественного музея состоялось открытие выставки живописи и графики Юрия Закордонца “Untitled”.
Первая выставка картин Юрия Закордонца состоялась в Одесском доме актера еще во время его учебы в медицинском институте, не удивительно, что следующим его «университетом» стал художественно-графический факультет Одесского педагогического института. Как ни странно, выбор между медициной и искусством для Юрия не актуален: до сих пор он чередует или совмещает профессии врача и художника.
Молодость Ю. Закордонца совпала, как он говорит, с «плодотворным и творческим перестроечным временем, когда нельзя было не заниматься искусством». Он был не только художником, но и одним из пионеров борьбы за создание отечественного художественного рынка: стал председателем альтернативного Союзу художников Творческого объединения художников (ТОХ), директором «Artbridge Gallery» Советско-Британской Творческой Ассоциации, был в числе учредителей ассоциации «Новое искусство». Выставки-продажи в одесском Пале-Рояле, многочисленные выставки ТОХ, участие в резонансном московском «Арт мифе - 2», свидетельство активной и успешной работы в области арт-менеджмента.
В те годы Юрий Закордонец, как художник, работал с деревом и металлом, рисовал на кожах, его ранние произведения были в большей степени дизайнерскими. Надо сказать, что дизайн, как и арт-менеджмент, слова в те годы – довольно редкие и непривычные. Работы Ю. Закордонца имели успех, продавались на художественных ярмарках, экспонировались на зарубежных и отечественных выставках.
Уже тогда сложилась индивидуальная манера художника. Её формированию во многом способствовал материал, который избрал для себя художник.
Кожа в качестве основы для изображения в отличие от бумаги и даже холста в очень напряжённой психологической ситуации и разбалансированной социальной среде многими воспринималась как нечто надёжное и защищающее, как несомненная ценность. Очередной раз всё разрушалось ради построения нового мира и поэтому обращение к первоосновам архаических художественных форм, к наиболее устойчивым древним традициям искусства вполне соответствовало избранному материалу, как соответствовал ему характер изображений, найденный художником: лаконичная графичность, иногда своеобразный орнамент, напоминающий татуировку или рубцевание с полинезийскими или африканскими мотивами. И это всё в совокупности с любовью автора к декоративности и красоте художественных материалов, стремлением к оригинальности в творчестве.
Сейчас на новом витке своей художественной практике Юрий Закордонец использует холсты, тоже иногда имитируя изображение на коже, развивая прежние творческие находки, кроме того усилились тенденции к использованию эстетики наскальной живописи и элементов древней письменности. При этом не ощущаются стремления к анатомической точности, отсутствует мощная энергетика первобытных художников, а множество знаков не несут информации, а лишь интригуют и декорируют. Игру в декаданс, к которой обращается художник, усиливают и часто используемые символы: чёрные перчатки, рассыпавшиеся карты, огромные бабочки.
Работы Юрия Закордонца скорее особая графика на холсте, это чёрные линии на охристом красном или синем неравномерно окрашенном фоне. Линии извилистые и текучие, местами расширяющиеся как наполненные тёмной кровью потерявшие эластичность вены. У линий нет начала и конца, они переходят друг в друга, образуя некий бесконечный лабиринт, в котором больше тупиков чем выходов. Линии создают странные сплетения из обнажённых женских фигур – полу-людей – полу растений, безвольно поддерживающих или касающихся друг друга. Крупный масштаб изображений пугающе приближает их к зрителю. Фигуры медлительны и лишены лиц, их силуэты покрыты загадочными татуировками. Вокруг странные иероглифы или пиктограммы. Соединение внутренней усталой безысходности и бесконечной настойчивости преодоления рождает ощущение внутреннего драматизма, иногда даже трагизма.
Автор намеренно воздерживается от определённости в суждениях, не претендует на раскрытие истин, но остро воспринимает и точно передаёт дисгармоничность мира и относительность возможностей человеческого познания.
В последние годы Юрий Закордонец стал вновь активно и настойчиво работать как живописец и график, создав множество новых обогащенных ярким жизненным и творческим опытом произведений.
Смотрите также:
«Портрет героя»
Игорь Варешкин, «Пространство импровизации»
Татьяна Романова, «Тайна мудрости»