Празднование 115-летия музея
Место проведения:  Одесский художественный музей
Начало в 13:00
Ежегодно 6 ноября в Одесском художественном музее начинается череда праздничных мероприятий, ведь именно в этот день во дворце на Софиевской был открыт Музей изящных искусств. В 2014 году музей отпраздновал своё 115-летие.
Администрация музея дала пресс-конференцию, после чего во дворе музея состоялось открытие памятника зрителю, который является подарком скульптора Александра Князика. «Без зрителя нет музея» - отметил Александр Вениаминович. И с этим утверждением сложно поспорить - за свою историю музей всегда был обласкан публикой, и к 115 годам количество посетителей приблизилось к восьми миллионам. В честь праздника были награждены сертификатами на посещение восьмимиллионный посетитель Сергей Гриневецкий, а так же самый активный посетитель музея Олег Крепосняк.
Поздравить музей с праздником пришло множество людей: художники Одессы преподнесли в дар свои работы, которые в ноябре составили экспозицию "выставки подарков". Представители областной государственной администрации и Одесского городского совета отметили почетными грамотами сотрудников музея. Художественный музей так же поздравили коллеги из музеев Одессы, представители Всемирного клуба одесситов и художественной школы им. К.К. Костанди.
6 ноября так же были открыты документальная выставка о истории музея, а так же выставка работ из фондов «Одесские художники "шестидесятники" ХIХ века». События, посвященные 115-летию продолжились до конца ноября - был презентован первый номер сборника научных статей, показал подарки от одесских художников, а так же состоялась уникальная кураторская лекция директора ОХМ о самом неизученном периоде в художественной жизни Одессы.
«Одесские художники "шестидесятники" ХIХ века»
Место проведения:  Выставочные залы Одесского художественного музея
Открытие в 10:00
Со времен открытия Одесского художественного музея прошло 115 лет. А со времени возникновения идеи о его создании минуло ровно 150. Не составляет труда посчитать – между идеей и ее реализацией лежало долгих 35 лет упорного труда десятков, если не сотен представителей интеллектуальной элиты одесского общества – художников, графиков, архитекторов, профессуры, чиновников, предпринимателей, меценатов, коллекционеров и просто любителей, объединившихся в 1865 году в Одесское общество изящных искусств.
Название предлагаемого вниманию зрителей проекта “Одесские художники шестидесятники XIX века” условно. Отдаленно оно реминисцируется с известным старшему поколению всплеском художественной активности 60-х годов уже XX века.
В рамках проекта ставились две основные задачи: максимально возможное историко-культурное исследование художественной жизни Одессы периода 60-80-х XIX века по сохранившимся документальным и архивным источникам, а так же определение возможности визуализации многосложных процессов в развитии искусства Одессы в конкретике деятельности художников того времени и непосредственно созданных ими произведениями.
Результатом стала состоящая из двадцати произведений живописи выставка Одесского художественного музея, Одесского музея западного и восточного искусства, а так же одно произведение из коллекции В. М. Новицкого.
Как говорили критики XIX века - «гвоздем» выставки являются два произведения известных польских мастеров работавших в Одессе – Р. Хойнацкого «Мадонна» 1865 года и И. Крушинского «Мадонна с младенцем» 1865 года. Эти две работы по документальным подтверждениям стали первыми купленные Обществом для будущего музея. В целом же польских мастеров, работавшие в эти годы в Одессе было много. Это и Станислав Хлебовский, и Леонард Страшенский, и Стефанский. Эти мастера активно участвовали в Одесских выставках, однако в музейных собраниях Одессы их произведения не сохранились.
Значительный вклад в развитие художественных традиций Одессы внесли и художники-немцы по происхождению - Вингельм (Антон) Бауер ярко проявил себя как художник-романтик в двух предоставленных на выставке пейзажах; ученик Мюнхенской АХ Фридрих Мальман представлен единственной сохранившейся в Одессе работой «Портрет проповедника». Вот, к примеру, как рекомендовал себя в прессе художник-портретист Александр Нейман - «художник Дрезденской, Антверпенской и Дюссельдорфской академий, член общества Берлинских артистов и политехнического общества в Париже». Этот мастер представлен на выставке двумя характерными портретами.
Внимание зрителей, безусловно, привлечет и работа осевшего в Одессе итальянца, получившего образование в Миланской академии, Пьетро Бони - «Вид на военный спуск и колоннаду Воронцовского дворца».
Как видим, интернациональная по составу кагорта Одесских художников представляя различные стили и школы Европы, успешно работала и преподавала в Рисовальной школе Общества изящных искусств до начала 80-х годов XIX века. Позже, с подчинением школы системе Петербургской Академии художеств эта, условно называемая нами «вольница», распалась.
В.А. Абрамов
директор ОХМ
Смотрите также:
Сергей Шаменков, «Казацкая слава»
Григорий Вовк, «Сломанное пространство»
Александр Вербич. Живопись