Одеський художній музей: історія


Михаил Кириакович Костанди

хранитель Одесского художественного музея с 1921 по 1926 год

В 1921 году Первую государственную картинную галерею (в последствии Народный художественный музей, ныне ОХМ), после смерти главного хранителя Кириака Константиновича Костанди возглавил его сын – Михаил Кириакович Костанди. Он был принят на работу по приглашению музейного фонда, кандидатуру Михаила рекомендовал губинспектор музеев профессор О.Д. Зейлингер. По воспоминаниям сестры художника – Любови Кириаковны Костанди «Михаила назначили директором (хранителем – прим. Авт) музея, чтобы помочь нашей семье. Ему помогали художники».

Михаил Кириакович Костанди родился 5 ноября 1901 года в Одессе. Закончил Одесскую 1-ю гимназию (Ришельевскую гимназию), посещал Свободные Государственные художественные мастерские.

15 сентября 1919 году поступает сразу вольнослушателем, а потом 20 мая 1920 года переводится в число действительных студентов Высшего художественного училища. И одновременно работает в музее, помогая отцу.

В 1921 году, когда Михаил принял музей, в нем было только три должности: хранитель и две уборщицы.

Хранителем музея Михаил проработал с 1921 по 1930 годы. До 1926 года, когда была введена должность директора он возглавлял музей.

1920 – 1930-е годы так же примечательны для музея стремительным ростом собрания живописи и графики, в меньшей мере – скульптуры. Пополнение музея шло за счет централизованных государственных закупок и распределения экспонатов по профилям музея из Государственного музейного фонда. За эти годы музей получил свыше 500 экспонатов. Так, музей обогатился ценнейшими произведениями, такие как произведениями Айвазовского, В. Серова, К. Сомова, Борисова – Мусатова В.Э. и других мастеров искусства. Раннее эти различные по технике произведения входили в собрания крупных одесских коллекционеров А.П. Руссова, М.М. Толстого, М.В. Брайкевича и других. Существенным был не только интенсивный рост коллекции музея в эти годы. Еще более важным было высокое художественное достоинство большинства экспонатов, поступивших в музей.

Несмотря на небольшое количество сотрудников – работа в музее кипела: описывалась коллекция, реорганизовывалась экспозиция, закупались картины.

Наиболее значимые выставки проходившие в этот преод в музее: посмертная выставка картин академика живописи К.К. Костанди. (1924), третья осенняя выставка Художественного Общества им. К.К. Костанди (1927), выставка «Женщина в искусстве»(1928), выставка произведений искусства - подарков одесским музеям из музеев Москвы и Ленинграда (1928).

В марте 1930 года Михаил получает свидетельство об окончании Одесского художественного института с получением квалификации художник-архитектор. В том же году переезжает в Москву.

В 1930 годах работает в институте Гипрогор «Государственный институт съемки и планировки городов и проектирования гражданских сооружений» в Секторе проектирования гражданских сооружений.

В 1933 году стал членом Союза архитекторов СССР.

В 1941 году Михаил с женой эвакуировался на Урал, в г. Златоуст, где до 1944 года работал в тресте Госстроя старшим архитектором.

В марте 1944 года, по вызову Всесоюзной Академии строительства и архитектуры, он возвращается в Москву и работает в Академии до выхода на пенсию в 1978 г.

В Академии архитектуры СССР Михаил Кириакович занимал должности от архитектора научно- исследовательского института мостовых сооружений, до главного специалиста, а затем и главного архитектора отдела типологии жилища.

За успехи типовых проектов жилищного строительства он был дважды, в 1960 и 1961 годах, удостоен серебряных медалей «Выставки достижений народного хозяйства СССР». М.К. Костанди был автором разработки генерального плана восстановления, после землетрясения в 1966 году города Ташкента, застройки нового района г. Тбилиси.

Михаил Кириякович Костанди – талантливый живописец. В фондах Одесского художественного музея хранятся его произведения: две акварели «На севере», написанные в 1950 – годы, акварель «Вид из окна», на которых изображена улицы Москвы, «Грузия», «Дачный поселок», «Ранняя осень», «Зимний пейзаж», «Золотая осень», «Ранняя весна», «Натюрморт с гвоздиками». Картины подарены 12 июня 2009 года Пиотровской Павлиной Викентьевной (женой Андрея Николаевича Хршановского, сына Любови Кириаковны Костанди, племянника Михаила Кириаковича Костанди). Произведения Михаила Костанди знакомят нас с многолюдными улицами Москвы, где он прожил пятьдесят лет, с ее точно отражающими время архитектурными особенностями – величественными домами 1930-1950 годов. Здесь и самобытные виды Грузии, где ему приходилось работать как архитектору. Поражают сочные натюрморты, удивительно тонкие пейзажи, выполненные на природе.

После смерти жены в декабре 1978 года переезжает в Одессу. Здесь он работает над книгой «Кириак Константинович Костанди. Воспоминания об отце сына Михаила Кириаковича Костанди».

Михаил Кириакович Костанди умер 13 апреля 1988 года в возрасте 87 лет, и 15 апреля похоронен на Втором христианском кладбище Одессы.

Но благодаря Андрею Николаевичу Хршановскому (внук К.К. Костанди, сын Любови Кириаковны, дочери художника) и его жене Пиотровской Павлине Викентьевне, которые являются хранителями семейного архива рукопись увидела свет в 2002 году в Одессе. Это издание – бесценные, иллюстрированные семейными фотографиями и работами отца, воспоминания сына, Михаила Кириаковича Костанди.