Одеський художній музей: історія


Лидия Наумовна Калмановская

старший научный сотрудник, в ОХМ с 1953 по 1999 год.

Исполнился год со дня смерти Лидия Наумовна Калмановская, старейший музейный работник Украины. 46 лет она проработала в Одесском художественном музее!

Родилась Лидии Наумовна в Одессе в 1918 году. Жизнь ее была очень нелегкой и даже не всегда сытной. Родители были бухгалтерами. Личная трагедия наложила отпечаток на всю дальнейшую судьбу этой женщины.

В 1940 году, выйдя замуж за сокурсника и закончив исторический факультет Одесского университета, с мужем, А.А. Гринбергом, она была направлена в Тираспольский педагогический институт, где они преподавали историю. Так как муж был по болезни от армии освобожден, они намеревались эвакуироваться. По дороге в Махачкалу в поезде разговорились с попутчиком, с которым делились скудными запасами еды. То ли этот субъект вообще не любил евреев, то ли просто в силу своего подлого характера он оговорил Гринберга, так тогда говорили, «настучал». 4 ноября 1941 г. Анатолия Абрамовича арестовали по статье № 58-10-2 и 25 февраля 1942 г. расстреляли.

В 1956 г., после обращения в соответствующие органы, Лидия Наумовна получила от военного трибунала Северокавзского военного округа справку о реабилитации мужа «за отсутствие состава преступления». После расстрела супруга у Лидии Наумовны на полгода отказали ноги. В 23 года она стала женой «врага народа», таких боялись принимать на работу. Кстати, храня верность его памяти, она больше не вышла замуж.

До войны Лидия Наумовна с мужем и ее родителями жили отдельно, в своих квартирах. Когда они втроем возвратились в Одессу после войны, им не вернули квартиры. Отцу Лидии Наумовны дали на всех одну комнату, метров 13, на ул. Садовой, там, где сейчас находится мастерская по ремонту часов. А в 1951 г.- комнату в 20 метров, без всяких удобств, на ул. Чкалова, угол Советской Армии. И в этой комнате, сырой, над подвалом, без кухни, туалета, ванной она прожила до конца своих дней. Она не была «борцом». С трудом ей удалось провести отопление и телефон, и то очень незадолго до смерти.

В 1945 г. Лидию Наумовну приняли на работу в Археологический музей, не зная о ее «клейме». Она с удовольствием, увлеченно участвовала в раскопках и археологических экспедициях, в частности в Волго - Донской, но «доброжелатели» сообщили директору о том, что ее муж был репрессирован, и в 1947 г. Калмановскую уволили. Пару лет ее подержали в библиотеке им. Ленина. Но с 1950 г. по 1953 г. Лидия Наумовна оставалась без работы и без всякой надежды на то, что ее куда-нибудь возьмут. В археологических экспедициях Лидия Наумовна познакомилась и подружилась с ленинградцами: семьями Артамоновых, Спасских, Пиотровских. Отношение к Лидии Наумовне было настолько теплым, что Артамоновы пригласили ее в Ленинград, и она жила у них эти 3 года.

Актом гражданского мужества стало решение директора Одесской картинной галереи (как тогда назывался Художественный музей) В.Н. Андрущенко в 1953 году принять Лидию Наумовну на роботу, зная о ее биографии. Причем решение это было принято благодаря настоянию тогдашнего секретаря парторганизации О.М. Карпенко, которая впоследствии стала директором музея и на всю жизнь очень большим другом Лидии Наумовны.

Лидия Наумовна заведовала отделом дореволюционного искусства. В результате научных изысканий установила авторов картин, ранее считавшихся неизвестными. Ее любознательность, эрудиция и дотошность привели к установлению личностей людей, изображенных на некоторых портретах. Первой из искусствоведов Одессы она вышла на всесоюзный уровень публикаций. Ее атрибуции работ В.А. Тропинина (портрет Н.А. Оболенской) и Ф.А. Бронникова (портрет Е.Г. Толстой) были опубликованы в специальных журналах и получили всеобщее признание и поддержку. Лидия Николаевна первой из одесских искусствоведов привлекла к атрибуции точные науки. Так, с помощью судебно- медицинской экспертизы была точно установлена личность Е.Г. Толстой. Последняя большая работа Лидии Наумовны – фундаментальный каталог дореволюционной живописи музея, над которым она работала более 40 лет. На международной конференции по каталогизации музейных собраний в 1998 г. в Днепропетровске он получил очень высокую оценку специалистов. Каталог был подарен крупнейшим музеям СНГ. И сегодня им пользуются многие музейные работники.

Она была организатором многих научных выставок, автором и составителем каталогов к ним. Лидия Наумовна курировала, опекала и очень помогала филиалу музея в Ананьеве. Печаталась в одесской прессе, писала рецензии на выставки в музее. В качестве секретаря закупочной комиссии поддерживала тесные связи с коллекционерами Одессы, Киева, Москвы, Ленинграда, деловые и дружеские отношения с ведущими искусствоведами Москвы, Ленинграда и Киева.

Благодаря настойчивости, заинтересованности Лидии Наумовны была установлена связь с живущими в Англии наследниками самого известного одесского дореволюционного коллекционера М.В. Брайкевича, которые передали в дар музею уникальные работы К.М. Сомова. А из Франции наследники передали работы П.А.Нилуса, П.П. Ганского, Е.О. Буковецкого. Много очень интересных сведений о работах и жизни в Одессе принесла переписка с родственниками Л.О. Пастернака.

Вспоминает искусствовед – эксперт Н.В. Соляник, работавшая в музее с 1973 по 1980 гг.: «Меня, тогда молодого сотрудника, не переставала поражать удивительная способность Лидии Наумовны любить всякую рутинную, даже совершенно не интересную музейную работу: проводить экскурсии для самых широких масс (ПТУ, санатории), читать лекции в селах, на полях, на ветру, перед работающими колхозниками, в цехах. И умение среди этой суеты и сутолоки заниматься настоящей научно – исследовательской работой, и на таком уровне, с такой научной ответственностью и аргументацией, что под стать столичным искусствоведам!»

Лидия Наумовна была человеком необычайно широких интересов. Она говорила о себе, что она историк по образованию, искусствовед по профессии, а наибольшее эстетическое наслаждение дают ей художественная литература и музыка. Она знала множество стихов и, к слову, с удовольствием их декламировала. Была в курсе всех литературных новинок. В ее книжном шкафу стояли тома А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама.

Она очень любила театр. Из всех командировок привозила множество либретто спектаклей и концертов. Ее интересовали проблемы общественно - политической жизни, остро волновали понижение культурного уровня населения, хамство, наглость, падение интереса к искусству вообще и к музею в частности. Она притягивала к себе интересных людей. Лидия Наумовна была очень верным другом. С первого класса школы длилась ее дружба с математиками Л.Я. Левиной, С.Я.Барской, М.Д.Дольбергом, И.П. Грачеровым, с инженером – технологом Е.Д. Розенштейн, преподавателем Э.М. Бурышкиной. Дружила она долгие годы с певицей М.К. Терзнак и скрипачом И.Е. Илюшиным…

Первая работа Лидии Наумовны в Тирасполе сблизила и подружила ее на всю жизнь с прекрасным человеком и педагогом, филологом В.Ф. Руденко. Ее близкими друзьями становились коллеги по работе: О.М. Карпенко, Я.А. Галкер, В.В. Криштопенко, Л.Н. Гурова. Очень теплые отношения у Лидии Наумовны были с директором музея Н.И. Касько.

Она всегда была готова прийти на помощь в трудную минуту. Если что-то случалось с кем-нибудь из знакомых или сотрудников, первым ее вопросом было: «Что мы можем сделать?». И это был не просто вопрос. По натуре человек очень деятельный, активный, отзывчивый, она немедленно обращалась к своим приятелям – врачам: Ц.Д. Резнику (рентгенолог), Л.М. Нудельман (эндокринолог), Ф.И. Недоступ (терапевт), к известному урологу Б.М. Резнику. И все были рады выполнить просьбу такого человека.

Лидия Наумовна была честным, прямым, открытым, глубоко порядочным человеком с очень развитым чувством долга и ответственности. Ей претили ложь, хитрость, подлость, закулисные интриги. Но самым высоким человеческим качеством Лидии Наумовны было обостренное чувство справедливости по отношению к окружающим ее людям. Эту справедливость она отстаивала часто вопреки собственному благополучию.

Лидия Наумовна очень любила море, солнце, пляж. Отлично плавала и ходила к морю до тех пор, пока могла дойти. Любила путешествовать. Много ездила и много видела. Очень любила животных. Много лет у нее жила собака Милочка. На работе у Лидии Наумовны была любимая кошка, смерть которой она очень переживала. До последних дней у нее жил красивый рыжий кот.

Тяжелый быт и мрачные страницы жизни Лидии Наумовны не убили в ней способность радоваться красоте природы, искусства, просто жизни.

В последние годы она еле передвигалась, было плохо с сердцем, позвоночником, катаракта съедала зрение. Но из последних сил Лидия Наумовна шла на работу (без которой не мыслила своей жизни) в прямом смысле как на праздник! Лидия Наумовна была стойким человеком, способным к самоиронии. Она терпеливо сносила все свои домашние неурядицы, неполадки со здоровьем, разочарованием в людях.

Она любила «молодежь» музея – молодых сотрудников: А. Тюрюмина, С.Косогой, Н. Соляник, Е.Портную, С. Чаркина, В. Абрамова. Им она помогала осваивать нелегкую музейную работу. Была довольно требовательна к сотрудникам.

Лидия Наумовна была интересным собеседником, с чувством юмора, со своим взглядом на происходящие события. Была темпераментным человеком, в споре могла вспылить, а потом остро это переживала.

До конца своих дней Лидия Наумовна оставалась настоящей женщиной. Она интересовалась модой. Никогда не выходила из дому без макияжа. Следила за своими руками, и когда ее «придворная» парикмахерская на углу ул. Чкалова и Советской Армии закрылась, это было для нее трагедией.

Кроме всего прочего, Лидия Наумовна была просто умным человеком, который мог дать дельный совет. Друзья, сослуживцы, соседи неоднократно обращались к ней в затруднительных ситуациях.

5 июля 1998 г. в музее очень тепло отметили 80-летие Лидии Наумовны. Было много людей, речей, цветов.

Жизнь Лидии Наумовны была насыщена плодотворной деятельностью и заслуживает благодарной памяти и глубочайшего уважения.

Н. Копылова. Племянница.
//Ор Самеах. – 2000 . –13 сентября, № 219(37). – С. 7.