Одеський художній музей: історія


Виталий Алексеевич Абрамов

директор Одесского художественного музея с 2012 года, в ОХМ с 1970 года

О том, что станет искусствоведом, он даже не подозревал ни в детстве, ни в юности. Родился Виталий в Пятигорске. Его детство и юность прошли в шахтерском поселке Кураковка Донецкой области. Учился в школе, с пятнадцати лет работал токарем. Прочитав в кураковской библиотеке все интересовавшие его книги, Абрамов в одночасье решил, что должен стать историком. Поступил на исторический факультет Полтавского педагогического института. Учился с интересом, увлекался археологией, выезжал на раскопки. В студенческие годы написал первую исследовательскую работу "История шахтерского поселка Кураковка", которая была отмечена среди лучших.

На четвертом курсе Виталий был призван в Армию, попал в железнодорожные войска, объездил вдоль и поперек всю Украину и Молдавию - он по сей день считает, что это пошло ему на пользу: иначе бы не удалось столько повидать. После окончания института в связи с женитьбой Абрамов оказался в Одессе. Устроится на работу было трудно. После долгих поисков Виталий Алексеевич оказался в Художественном музее. Молодой научный сотрудник разработал две экскурсии, которые должен был "сдать" заместиителю директора по научной работе Якову Абрамовичу Галкеру, личности яркой, музейщику, что называется, до мозга костей. Галкеру экскурсии Абрамова не понравились: в них превалировала история, а не искусствознание. Проводя экскурсии, Виталий Алексеевич больше внимания уделял эпохе, в которую создавались работы, чем самим работам. Впрочем, тогда иначе и быть не могло. Знания в области истории искусств пришли благодаря самостоятельной целенаправленной работе молодого сотрудника. А ещё - благодаря многим стажировкам, которые в то время проводились в Эрмитаже, институте им. И.Е. Репина, в мастерской Грабаря.

Научная работа увлекла Абрамова с первых месяцев работы в музее. Его первым научным поиском стала тема "Художники и поэты ЮгРОСТА". В двадцатые годы в работе над агитационными плакатами принимали участие известные мастера: молодой Ильф, Багрицкий, Нюренберг, Борис Ефимов... Обращения исследователя к государственным, музейным и личным архивам, встречи с последними из могикан, которые были связаны с "Окнами ЮгРОСТА", - Борисом Косаравым, Исидором Французом, Максом Гельманом и другими, знакомство с дочерью Ильфа Александрой и возможность заглянуть в их семейный архив - всё это позволило оценить то, что стало своеобразным феноменом искусства уже прошлого века. Результатом стала огромная выставка, открывшаяся в Художественном музее в 1977 году, и ставшая заметным событием в культурной жизни не только Одессы, но и всей страны.

В 1993 году Виталию Алексеевичу посчастливилось принимать участие в создании международной выставки "Память Одессы", которая проходила в Марселе. Французские коллеги попросили его курировать отдел Агитпропа. Был издан внушительный по объему и содержанию каталог, одним из авторов которого является Виталий Алексеевич. Завязались интересные знакомства с искусствоведами разных стран. Они поддерживаются и по сей день.

Виталий Алексеевич до сих пор убежден, что заниматься только историей изобразительного искусства, вне его связи с литературой, политикой, историей бессмысленно. Только при комплексном подходе в исследовании открываются те глубины, которые позволяют всесторонне оценить события в истории искусства. Он убежден, что в искусствознании, как в любой науке, не может быть приблизительности.

К концу семидесятых у Абрамова было уже немало публикаций в авторитетных изданиях, посвященных разным аспектам художественной жизни Одессы, разным художникам. А главное - Виталий Алексеевич как искусствовед органично вошел в художественную жизнь города, завязались дружеские связи с разными мастерами, которые ценили и по сей день высоко ценят его мнение, прислушиваются к нему.

В 1989 году Абрамов, будучи в Москве, случайно оказался на выставке работ Василия Кандинского в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу. Там он узнал, что этот выдающийся художник учился в Одессе, выставлялся в нашем городе на выставках ТЮРХа. Началась кропотливая работа-поиск. Начал с фактологии, дотошного изучения критических статей, архивов. Здесь большую помощь Абрамову оказала талантливый библиограф и искусствовед Ольга Барковская. Результатом поистине каторжного труда стал выход книги «В.В. Кандинский в художественной жизни Одессы» тиражом в... 25 экземпляров. А в 1995 году в Одессе прошла международная конференция, посвященная Василию Кандинскому. В ней приняли участие крупнейшие западные специалисты. Среди почетных гостей были мадам Помпиду, вдова президента Франции, много сделавшего для сохранения и популяризации искусства ХХ века, и супруга нынешнего Президента Французской Республики мадам Ширак. Я принимал участие в организации и проведении этого форума и видел, с каким интересом и уважением отнеслись высокие гости к докладу и работе Виталия Абрамова.

Виталию Алексеевичу удалось трудится над архивами Кандинского в Мюнхене и Париже. Опубликовано немало сообщений, в которых изложены результаты исследований Абрамова. Его работа над Кандинским продолжается и сейчас, и хочется верить, что в скором времени выльется в книгу.

Виталий Алексеевич скурпулезен в оценке каждого факта. Любит повторять "В нашем деле нельзя говорить "возможно", "может быть" - только доказанный факт является основой истины. К этой истине он стремится ежедневно.

Роман Бродавко, "Одесский вестник", 2006 год