Искусство рубежа XIX—XX веков
Музей обладает большой и разносторонней коллекцией произведений выдающихся художников этой эпохи. М. А. Врубель - основоположник символизма и модерна в русском искусстве, — представлен картиной «Валькирия». В образе всесильной и непредсказуемой, как рок, Валькирии проступают черты внешнего облика княгини М. К. Тенишевой. Творчество В. А. Серова разносторонне характеризуют портреты С. И. Мамонтова, Е. Л. Алафузовой, отмеченные тонким психологизмом, изысканной живописностью. Незабываемое впечатление производит свежее и убедительное решение исторического сюжета в картине «Петр I в Монплезире». Гордость музея — «Автопортрет». Отличительная особенность искусства этого времени — появление ряда творческих объединений.
Великолепна коллекция произведений художников объединения «Мир искусства» (1898-1924). Идеологу объединения А. Н. Бенуа принадлежат гуашь «Версаль. Король гуляет в любую погоду», акварельные иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Его эскизы декораций к «Каменному гостю» А. С. Пушкина — пример нового подхода к театрально-декорационной живописи «мирискусниками».
В музее более 80 произведений К. А. Сомова: проникновенный портрет Е. Званцевой, картины «Фейерверк», «Радуга», «Волшебство», иллюстрации к «Книге маркизы» и др.
О творческой направленности мастеров, входивших в «Союз русских художников» (1903-1923) можно составить представление по картинам М. В. Нестерова, Н. К. Рериха, С. В. Иванова, С. А. Виноградова, Л. О. Пастернака, А. Я. Головина, пейзажам Ап. Васнецова, Н. В. Досекина, А. И. Исупова, И. И. Бродского.
Общество «Бубновый валет» (1910-1917) представлено характерными натюрмортами П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, эскизами Н. С. Гончаровой.
Украшением собрания музея начала XX столетия являются картины З. Е. Серебряковой, Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, ранние пейзажи В. В. Кандинского одного из основоположников теории и практики абстракционизма.