Одеський художній музей: історія


Искусство XVII – первой трети XIX веков

Неизвестный художник. Казак Мамай Неизвестный художник. Портрет Петра I П.С. Сорокин. Геркулес и Лихас

Переход от иконы к светской живописи ознаменован распространением портретов-парсун. Неизвестный художник, сохраняя некоторые черты иконописи в «Портрете царя Алексея Михайловича», демонстрирует отчетливое стремление к передаче портретного сходства. Наследие одного из первых русских художников, обратившихся к технике масляной живописи, Романа Никитича Никитина невелико, поэтому особенно интересным является «Портрет Г.Д. Строганова», написанный художником до 1715 г., в котором подробно и точно воспроизводятся все детали одежды, узор шитья, кружев. Собирательный образ смелого воина «Казака Мамая», получивший широкое распространение в многочисленных вариантах украинской традиционной народной картины, изображен с бандурой, боевым конем и висящим наготове оружием. Георг Христофор Гроот – “придворный малер” эпохи Елизаветы Петровны, написал весь цвет двора императрицы. «Портрет великого князя Петра Федоровича и княгини Екатерины Алексеевны» выполнен с большим вниманием к разработке нарядных праздничных одежд.

Блестящий расцвет портретной живописи относится ко второй половине XVIII века. Михаил Шибанов, крепостной художник, создал острый по характеристике «Портрет Василия Попова», правителя канцелярии князя Г.А.Потемкина. «Портрет полковника Евстафия Густавовича Пальменбаха» принадлежит к лучшим произведениям Дмитрия Григорьевича Левицкого. Жизненность образа превосходно передана блеском глаз, точным рисунком, убедительной лепкой румяного холеного лица. Ученик Д.Г. Левицкого, Владимир Лукич Боровиковский, как и его великий учитель, родился и вырос в Украине. «Портрет С.Л. Лошкарева», представителя дипломатического ведомства, принадлежит к поздним произведением мастера. Характерным и значительным событием в искусстве первой трети XIX века является творчество выдающегося портретиста Ореста Адамовича Кипренского, блестящего выразителя романтического направления в живописи Александра Осиповича Орловского. Чувствами тепла, задушевности и домашнего уюта наполнен портрет молодой прелестной «Натали Оболенской», выполненный Василием Андреевичем Тропининым, крепостным художником, который лишь к 48 году жизни получил вольную. «Портретом неизвестного» представлено творчество Алексея Гавриловича Венецианова, которому больше характерно обращение к жанровой живописи, отображению жизни и труда крестьян. «Натюрморты» Ивана Фомича Хруцкого, написанные с натуры, передают цвет и фактуру в естественной домашней среде.

Знаменитый художник исторической, портретной и жанровой живописи Карл Павлович Брюллов представлен небольшим эскизом «Моление о чаше». Вслед за великим Брюлловым, соблюдая академические каноны, художники Петр Михайлович Шамшин, Павел Семенович Сорокин, Евгений Кириллович Макаров в своих произведениях исторического жанра демонстрируют высокую технику исполнения, соблюдают строгие правила композиционного построения, идеализации и возвышенности образов.